Есть ли у психолога волшебная палочка?

Есть ли у психолога волшебная палочка?

Психолог – не волшебник! Не ожидайте мгновенного эффекта решения всех проблем.

 «Я ребенка привел, заплатил, а вы быстренько сделайте мне из него послушного, умного и воспитанного…»

Как часто приходится сталкиваться с родителями, которые приводят своего ребенка к психологу и думают, что «дело сделано», «сейчас все трудности решатся быстро и без каких-либо усилий». Ошибочное ожидание «волшебного совета», а иногда и «быстрого рецепта действий» - об этом и пойдет речь ниже.

Большинство взрослых клиентов, обращаюшихся за помощью к психологу, не готовы работать самостоятельно. Они ожидают получить от специалиста «быстродействующую чудо таблетку». То же самое происходит и в том случае, когда родитель приводит к психологу своего ребенка и снимает с себя ответственность, думая: «я тут ни при чем», «с ребенком же поработают» и «всё наладится». Этот эффект усиливается еще больше, если занятия проходят в частных центрах, где родитель платит деньги.

Обычно эта ситуация усложняется тем, что проблему, с которой пришли к психологу, нужно решить быстро и срочно. Например, запрос для нейропсихологической диагностики: «Ребенку в школу в сентябре уже идти, а он у нас почти не говорит» - даже такое приходилось слышать на днях, принимая клиента в июле! После нейропсихологической диагностики выявляется несформированность всех трех блоков головного мозга. Ребенку с таким диагнозом будет слишком тяжело, он не сможет учиться в школе на данный момент. Но родители абсолютно уверены в том, что времени для того, чтобы «натаскать ребенка» более чем достаточно. К тому же они предлагают сделать занятия ежедневными, «желательно на дому», что нарушает все законы и принципы работы психолога.

Родители, неужели вы верите, что за полтора оставшихся месяца до школы, «взмахом волшебной палочки», психолог подготовит неговорящего ребенка к школе? Нужно понять, что психолог – не волшебник! В большинстве случаев для работы психологу необходимы достаточно длительные сроки. И даже если эффект от занятий наступает быстро, требуется время для его поддержания и закрепления.

Нередко родители пытаются скрыть наличие какого-либо диагноза у своего ребенка, а это серьезно затрудняет дальнейшую работу. Любой грамотный специалист на определенном этапе работы поймет, что информацию скрывали, а иногда это становится понятно на первой же встрече.

Психолог постоянно имеет дело с тем, что родители не успевают, забывают выполнить рекомендации, домашние задания. Специалист предоставляет необходимую литературу, а в дальнейшем выясняет, что родители ее читать просто не готовы. Находится большое множество причин для того, чтобы избежать собственной ответственности. Ожидания большинства клиентов от работы специалиста слишком велики, однако при этом у них совершенно нет понимания того, что для достижения желаемого результата работать необходимо и родителю.

Обращаясь за помощью нужно понимать про обязанности и ответственность обеих сторон – и психолога и клиента, об этом специалист расскажет на первой встрече. Важно понимать, что только совместная работа специалиста и родителя способна дать результат! Это сложная работа, требующая большого количества сил и времени. Без участия родителя даже очень профессиональная терапия или коррекция психолога может быть совершенно неэффективна.

В заключении не могу не поделиться небольшой историей из практики. Кажется, её можно рассказывать, как психологический анекдот, только, к сожалению, совсем не смешной, а, главное, не выдуманный, реальный.

На консультацию была записана женщина. Первая встреча всегда проходит без ребенка. Женщина об этом была предупреждена, но условие это она предпочла проигнорировать и пришла на консультацию сразу с ребенком. «Мы к вам только на одно занятие, я даже заходить не буду, у нас очень простая проблема! Дело в том, что мой ребенок матерится! Вы поговорите с ним, чтобы он так больше не делал!». Далее женщина, вставляя матерное слово, начинает бурно комментировать ситуацию на дороге, не лестно отзываясь о водителях, которые помешали ей добраться до пункта назначения. «Ну, вы же понимаете, о чем я» - говорит она, заталкивая ребенка в кабинет. Затем уходит и закрывает за собой дверь.

Думаю, не нужно иметь психологическое образование, чтобы понять ПОЧЕМУ ребенок начал материться и ЧТО с этим необходимо делать РОДИТЕЛЮ.

Уважаемые РОДИТЕЛИ, приводя своего ребенка к психологу, будьте готовы разделить ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за процесс терапии или коррекции! Работа пойдет только в том случае, когда специалист работает в команде с родителями!

Автор:  нейропсихолог  Ульянова Анастасия

    Please wait...